
Современные финансы - это способ измерения эффективности жизни и деятельности нынешнего человека. Состояние финансов неумолимо показывает результаты его работы или бизнеса.
Зарождение предпринимательства |конец 9-15вв.|.
В 11-13 вв. сформировались межобластные хлебные рынки в Очной, Юго-Западной, Северо-Западной и Северо-Восточной Руси. Южная, Юго-Западная и Северо-Восточная Русь обеспечивали свои потребности в зерне за счет собственного производства, а его излишки сбывали в Северо-Западной Руси, где неурожайные годы случались гораздо чаще.
Характерной особенностью хлеботорговли было то, что основная масса зерна поступала в города из феодальных вотчин, а не из крестьянских хозяйств, которые не имели больших излишков. В хлеботорговле в пределах своих владений активно участвовали бояре, а операциями с зерном обычно занимались профессиональные купцы, имевшие обширные связи с различными землями. Торговцы-оптовики получили с 14 в. прозвище "житопродавцы".
Власть с конца 15 в. начала ограничивать привилегированную торговлю церковных учреждений, освобождая от уплаты пошлин лишь перевозимые в монастыри продукты для их вотчинного хозяйства, но не купленные для перепродажи товары.
Со второй половины 16 в., центром Северо-Восточной Руси становится Москва. Оживление предпринимательской деятельности наиболее ярко отразилось на развитии внешнеторговых связей. В 16 в. первое место по доходности занял Крымский торговый путь. Не случайно именно купцы, торговавшие с Крымом в городе Суроже (ныне - Судак) отлившись своим богатством, они именовались гостями - сурожанами.
Корпорация гостей - сурожан организовывала торговые предприятия. Сопровождаемые внушительной охраной караваны возглавлялись "головным гостем" - представителем богатейшей прослойки. Остальные сурожане называли друг друга "товарищами" или "складниками". Их главным товаром были меха соболя, горностая, рыси, куницы, белки. Большой редкостью в караванах являлись охотничьи птицы, моржовая кость. В Москву из Крыма привозились ткани, пряности, вина, ювелирные изделия, галантерейные товары.
Клиентами гостей - сурожан были в основном князья и их окружение, бояре. Представление о размерах капиталов купцов можно получить из документов, в которых зафиксированы случаи разбойных нападений. Наряду с упоминанием о сумме 1364 руб. (это составляла годовой бюджет удельного купечества), встречались и сведения о купеческом капитале, составлявшем около 1 тыс. руб. Для сравнения отметим, что годовой заработок семьи крестьянина без вычета налогов не превышал 1 руб.
Могущество сурожан, авторитет их корпорации вызывали растущую обеспокоенность великокняжеской власти, стремившейся к подчинению себе представителей торгового сословия. Иван Ш (1440-1505 гг.) нанес три ощутимых удара по корпорации: стал переводить в Москву провинциальных торговцев, которые славились размерами оборотов; переселил в столицу также часть именитого новгородского купечества, а часть сурожан отправил в Новгород. Настоящим потрясением для сурожан стало перемещение торговых путей из Сурожа в Кафу, захваченную турками в 1475 г. Это стало началом заката корпорации.
Другой привилегированной частью купечества стали купцы суконного ряда - «суконщики», стоявшие на более низкой ступени социальной лестницы. Об этом говорит тот факт, что, в отличие от купцов - сурожан, к ним не употреблялся термин "гости". Основным предметом торговых операций являлось сукно. Князь, бояре, зажиточные горожане предпочитали носить одежду из дорогого сукна, производимого в Англии и Фландрии. Менее обеспеченным слоям населения приходилось довольствоваться более дешевыми и грубыми шерстяными тканями, ввозимыми из Германии и Польши.