
Современные финансы - это способ измерения эффективности жизни и деятельности нынешнего человека. Состояние финансов неумолимо показывает результаты его работы или бизнеса.
Анализ финансовой устойчивости ОАО "Пермэнерго".
Вывод:
Как видно из таблицы 8, предприятие достигло неплохих результатов хозяйственной деятельности в отчетном году по сравнению с прошлым, о чем свидетельствует увеличение общей суммы прибыли на 2472 млн. руб., или на 233,2%. Однако такой рост прибыли сопровождался убытками от реализации, которые за 2002 г. увеличились на 1087 млн. руб., что привело к убытками от финансово-хозяйственной деятельности, рост которой составил 216 млн. руб.
Несмотря на это, ОАО получило прибыль как в 2001, так и в 2002 гг. Ее рост произошел за счет прочих внереализационных доходов, которые увеличились на 88,65%, а также за счет роста прочих операционных доходов на 53,5% (829 млн. руб.) и снижения прочих операционных расходов на 1,91% (42 млн. руб.).
Следовательно, валовая прибыль ОАО сформировалась за счет операционных доходов, которые покрыли убыток от реализации и частично операционные расходы, а также за счет прочих внереализационных доходов, которые составляют большую долю от валовой прибыли.
Анализ прибыли от реализации
Ранее отмечалось, что важнейшая составляющая валовой прибыли — прибыль от реализации, связанная с факторами производства и реализации (см. таблицу 8). Поэтому в первую очередь анализируется общее изменение прибыли от реализации (табл. 9).
Оценка прибыли от реализации
ОАО "Пермэнерго" в 2001 и 2002 гг. (млн. руб.). Табл.9
Показатели |
Базисный период (2001 г.) |
Отчетный период (2002 г.) |
Отклонение (+, -) |
Отчетный период в % к базисному |
1. Выручка (нетто) от реализации продукции |
21 015 |
54 008 |
+ 32 993 |
257,0 |
2. Себестоимость реализации продукции |
22 332 |
56 412 |
+ 34 080 |
252,6 |
3. Коммерческие расходы |
— |
— |
— |
— |
4. Управленческие расходы |
— |
— |
— |
— |
5. Убыток от реализации продукции (стр.1-стр.2-стр.3-стр.4) |
1 317 |
2 404 |
+ 1 087 |
182,5 |
Как видно из таблицы 9, рост убытка от реализации продукции ОАО на 1087 млн. руб., или на 82,5%, обусловлен ростом себестоимости реализации продукции на 152,6% (34080 млн. руб.), который превысил рост выручки от реализации продукции. Следовательно, ОАО не получало прибыли от реализации продукции из-за увеличения данного вида затрат.
Для анализируемого предприятия резервом роста прибыли от реализации является сокращение себестоимости реализации продукции. Общая сумма резерва равна 34080 млн. руб.
Анализ рентабельности
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. К последним, в частности, относится система показателей рентабельности.
В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей
. Общий их смысл — определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.
1. Рентабельность активов (имущества)Ра — показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы;
Ра=Пч/А
,
где А — средняя величина активов (валюта баланса);
Пч — прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль).
2. Рентабельность текущих активов
Рта — показывает, сколько прибыли получает предприятие с одного рубля, вложенного в текущие активы;