
Современные финансы - это способ измерения эффективности жизни и деятельности нынешнего человека. Состояние финансов неумолимо показывает результаты его работы или бизнеса.
Классификация методов и приемов технико-экономического анализа деятельности предприятия.
Под методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.
В процессе экономического анализа применяется ряд специальных методов и приемов, в которых отражается его системный, комплексный характер.
Системность в экономическом анализе обуславливается тем, что хозяйственные процессы рассматриваются как многообразные, внутренне-сложные единства, состоящие из взаимосвязанных сторон и элементов.
Системность экономического анализа проявляется и в объединении, в совокупности всех специфических приемов на основе собственных достижений и достижений ряда смежных наук (математики, статистики, бухгалтерского учета, планирования, управления, экономической кибернетики и др.).
Способы и приемы экономического анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.
В число основных традиционных способов и приемов экономического анализа можно включить использование абсолютных, относительных и средних величин; применение сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода.
Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин (объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем товарооборота, сумма производственных затрат и издержек обращения, сумма валового дохода и сумма прибыли).
Иное дело экономический анализ. Экономический анализ начинается с исчисления величины относительной. Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т.е. они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени (отношение выпуска промышленной продукции за ряд лет к базисному периоду, принятому за 100).
В аналитических расчетах применяют различные формы средних – средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментного ряда, мода, медиана.
Сравнение
– наиболее ранний и наиболее распространенный способ анализа. Начинается оно с соотношения явлений, выделяется в них общее и различное. Существует несколько форм сравнения: сравнение с планом, сравнение с прошлым, сравнение с лучшим, сравнение со средними данными.
Группировка
– предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а так же причин и факторов, их обуславливающих. Аналитические группировки, охватывающие типологические и структурные, предназначены для выявления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями.
При построении аналитических группировок из двух взаимосвязанных показателей один рассматривается в качестве фактора, влияющего на другой, а второй – как результат влияния первого. Но взаимозависимость и взаимовлияние факторного и результативного признаков для каждого конкретного случая могут меняться.
Групповые таблицы можно строить как по одному признаку (простые группировки), так и по нескольким (комбинационные).
Сильное влияние на зависимые показатели оказывает такой фактор, как выполнение бизнес-плана по товарообороту. В групповой таблице это отражается так:
Группа предприятий по степени выполнения бизнес-плана по товарообороту, % |
Количество предприятий в группе |
Выполнение плана товарооборота по группам предприятий, % |
Уровень издержек, % к товарообороту |
Уровень прибыли (рентабельности), % к товарообороту |
До 100 |
7 |
93,4 |
20,1 |
0,82 |
100-103 |
8 |
101,8 |
19,8 |
4,10 |
103 и выше |
9 |
103,9 |
19,6 |
4,20 |
В целом по однотипным предприятиям |
24 |
100,7 |
19,8 |
2,7 |