
Современные финансы - это способ измерения эффективности жизни и деятельности нынешнего человека. Состояние финансов неумолимо показывает результаты его работы или бизнеса.
Факторный анализ выручки от реализации продукции
Для анализа динамики показателей выручки от реализации (ВР) используют величины этого показателя, полученного в отчетном и предыдущем году, а также рассчитываются показатели по периодам времени внутри года и за год.
Плановый объем реализации продукции включает:
1) реализацию продукции, работ, услуг на сторону;
2) реализацию продукции, работ, услуг своему капитальному строительству;
3) реализацию продукции, работ, услуг своим непроизводственным хозяйствам;
4) капитальный ремонт собственного оборудования;
5) капитальный ремонт собственных транспортных средств.
Плановый объем реализации продукции рассчитывается по формуле
ВРпл = Он + ТПпл - Ок.
где ВРпл - плановый объем реализованной продукции;
Он - ожидаемый остаток нереализованной продукции с прошлого периода;
ТПпл - плановый объем производства товарной продукции;
Ок - остаток нереализованной продукции на конец отчетного периода.
Для анализа данного показателя используют четыре факторные модели:
1) ВР = Оо + ТП1 – Впр – П от – О1;
2) ВР = Прп + Zпол,
где ВР - объем реализованной продукции без НДС и акцизов;
Оо - остаток нереализованной продукции на начало отчетного периода;
ТП1 - фактический объем производства ТП;
Впр - прочее выбытие продукции;
О1 - остаток нереализованной продукции на конец отчетного периода;
П от - продукция, отгруженная, но не оплаченная в отчетном периоде;
Прп - прибыль от реализации продукции;
Zпол - полная себестоимость реализованной продукции.
Далее рассмотрим влияние двух групп факторов на изменение ВР.
3) BP = pq;
4) BP = Об Коб,
где р - средне оптовые цены единицы реализованной продукции;
q – объем реализованной продукции;
Об - средний остаток оборотных средств по балансу;
Коб - коэффициент оборачиваемости оборотных средств.
Далее следует рассмотреть влияние четырех групп факторов на изменение ВР.
1-я группа
а) Об - остаток нереализованной продукции на начало отчетного периода;
б) ТП1 - фактический объем производств товарной продукции;
в) ВР - выручка от реализации продукции в отчетном периоде;
г) О1 - остаток нереализованной продукции на конец отчетного периода.
Факторный анализ ВР в зависимости от второй группы факторов проводится балансовым методом.
Таблица 1
Факторный анализ выручки от реализации балансовым методом, тыс. руб.
Показатели |
За прошлый год |
За отчетный год |
Отклонение | |
Абсолю-тное |
Относи- тельное | |||
1. Остаток нереализованной продукции на начало года |
240 |
315 |
75 |
131,25 |
2. Объем производства товарной продукции, ТП |
46492 |
72727 |
26235 |
156,43 |
3. Выручка от реализации, ВР |
46417 |
72964 |
26547 |
157,19 |
4. Остаток нереализованной продукции на конец года |
315 |
78 |
-237 |
24,76 |