
Современные финансы - это способ измерения эффективности жизни и деятельности нынешнего человека. Состояние финансов неумолимо показывает результаты его работы или бизнеса.
Влияние человеческого капитала на благосостояние работников в условиях плановой, переходной и рыночной экономики
Источники: (1) – D.Munich 1999, (2) – Chase 1998, (3) – Bird 1994, (4) – Krueger & Pischke 1995, (5) Rutkowski 1997, (6) Brainerd 1998, (7) Psacharopulos 1994, (8) – Д.Нестерова, К.Сабирьянова 1998, (9) – Т. Серикова 2000.
Анализ минцеровского уравнения заработной платы демонстрирует схожие изменения норм отдачи от инвестиций в образование в России и странах Восточной Европы. Если для плановой экономики характерны низкие нормы отдачи (в расчете на дополнительный год образования: 3,1% в СССР, 2,7% в Чехословакии), то в условиях переходной экономики они заметно возрастают (6-8% в России), подтверждая гипотезу о том, что либерализация экономики и децентрализация регулирования заработной платы способствуют росту частных норм отдачи от инвестиций в образование. Расчеты профилей «возраст-доход» для групп с различным уровнем образования РФ также свидетельствуют, что работники с высшим образованием в течение всей трудовой жизни получают и больший доход, и темпы его прироста значительно больше, чем у менее образованных работников.
Влияние образования на индивида как на работника, с точки зрения теории человеческого капитала может быть рассчитано не только через прирост заработной платы на дополнительный год учебы, но и через отдачу от уровня образования («теория образования как сигнала»). Такая оценка особенно важна для только выходящих на рынок труда, потому что работодатель, оценивая привлекательность работника, не имеющего опыта, зачастую оперирует не количеством законченных лет обучения, а уровнем полученного диплома. Это также подтверждается работами (напр. O.Ashenfelter 1999), показывающими скачкообразный рост доходов работников, с переходом на следующий уровень образования: разница в доходах между покинувшими вуз, проучившись в нем один или три года, значительно меньше, чем у любой из этих групп по сравнению с дипломированными выпускниками.
Для иллюстрации различий в доходах в зависимости от уровня полученного образования на примере СССР в Табл. 7 приведены данные, полученные В.И. Моргуновым на основании информации о распределении рабочих и служащих по размеру заработной платы в зависимости от уровня образования.
Табл. №7. Величина заработной платы в зависимости от уровня образования, март 1989.
Мужчины, имеющие образование |
Женщины, имеющие образование | |||||||||
выс. |
Сред. Спец. |
сред. общ. |
Непол. Общ. |
нач. |
выс. |
сред. спец. |
сред. общ. |
Непол. Общ. |
Нач. | |
СССР Средняя денеж. з.п. в месяц (руб) |
263 |
236 |
231 |
227 |
206 |
206 |
166 |
159 |
164 |
147 |
Медианнная денеж. з.п. в месяц (руб) |
240 |
213 |
209 |
207 |
187 |
187 |
150 |
142 |
146 |
126 |
РСФСР Средняя денеж. з.п. в месяц (руб) |
281 |
257 |
254 |
225 |
216 |
219 |
179 |
175 |
176 |
155 |
Медианнная денеж. з.п. в месяц (руб) |
260 |
233 |
232 |
221 |
196 |
197 |
160 |
157 |
157 |
135 |