
Современные финансы - это способ измерения эффективности жизни и деятельности нынешнего человека. Состояние финансов неумолимо показывает результаты его работы или бизнеса.
Влияние человеческого капитала на благосостояние работников в условиях плановой, переходной и рыночной экономики
Результаты нескольких такого рода работ мы приведем ниже, но при их оценке необходимо помнить о специфике формирования доходов населения в плановой экономике: натуральные поступления и льготы, экономические возможности, зависящие от статуса, играли в них сравнимое, если не большее значение, чем денежный доход. В условиях существовавших тарифных сеток различия в заработной плате были незначительны, куда важнее был доступ к благам: бесплатное жилье, будучи бесплатным для всех, отличалось и качеством и сроками ожидания его получения, то же относится и к медицинскому обслуживанию, продовольственным распределителям, домам отдыха, пионерским лагерям для детей и пр.
Важно помнить, что и сама структура оплаты труда в большинстве случаев не предполагала четкой связи между производительностью индивида и получаемым им вознаграждением. Возможности руководства предприятия как поощрить, так и наказать рублем были нормативно ограничены. Но даже имевшиеся небольшие различия нивелировались с помощью системы региональных и отраслевых коэффициентов, которыми государство привлекало рабочую силу в стратегические отрасли и предприятия. Это делало возможным ситуации, когда квалифицированный рабочий (без высшего образования), на оборонном предприятии получал значительно больше, чем дипломированный специалист в рядовом НИИ. Из перечисленной совокупности факторов во многих случаях складывалась значимая разница между номинальной заработной платой и реальным доходом, когда компенсации могли играть большую роль, чем зарплата. Таким образом, существовавшая в СССР и других странах социалистического лагеря система оплаты труда не предполагала прямой зависимости между результатами труда индивида, зависящим от его образования, и его доходом и вела к низким нормам отдачи от инвестиций в человеческий капитал.
Впервые проблема измерения эффективности инвестиций в человеческий капитал в условиях социалистической экономики применительно к СССР была рассмотрена американскими исследователями П.Грегори и Дж.Колхейз (1988). На основании опроса бывших советских граждан, эмигрировавших в США в период с 1979 по 1982 гг. они получили эмпирическое подтверждение низкой нормы отдачи от инвестиций в образование[174]: по их данным она варьировалась от 2,3% за один год обучения в среднем учебном заведении до 5% за один год обучения в вузе, причем только последнее обеспечивало положительную отдачу. В дальнейшем норма отдачи от инвестиций в образование в условиях плановой и переходной экономики оценивалась целым рядом исследователей на примере не только СССР и стран Восточной Европы, но и Латинской Америки. Их результаты обобщены в табл. №6[175].
Табл. №6. Отдача от образования в расчете на 1 год в условиях различных экономических систем.
Страна |
Годы исследования |
Плановая экономика |
Переходная экономика | ||
Только мужчины |
Все |
Только мужчины |
Все | ||
Чехия (1) |
1989,1996 |
0,027 |
0,058 | ||
Чехия (2) |
1984,1993 |
0,024 |
0,052 | ||
Вост.Германия (3) |
1989,1991 |
0,044 |
0,041 | ||
Вост.Германия (4) |
1988,1991 |
0,077 |
0,062 | ||
Польша (5) |
1987,1992 |
0,05 |
0,07 | ||
Словакия (1) |
1984,1993 |
0,028 |
0,049 | ||
Россия (6) |
1991,1994 |
0,031 |
0,067 | ||
Россия (8) |
1994, 1996 |
0,078 0,061 | |||
Россия (9) |
1998 |
0,042 | |||
Страны Латинской Америки | |||||
Аргентина (7) |
1989 |
0,103 | |||
Чили (7) |
1989 |
0,120 | |||
Мексика (7) |
1984 |
0,141 | |||
Венесуэла (7) |
1989 |
0,084 | |||
Страны Западной Европы и США | |||||
США (4) |
1989 |
0,085 |
0,093 | ||
Германия (7) |
1987 |
0,049 | |||
Англия (7) |
1984 |
0,068 | |||
Швейцария (7) |
1987 |
0,079 |