
Современные финансы - это способ измерения эффективности жизни и деятельности нынешнего человека. Состояние финансов неумолимо показывает результаты его работы или бизнеса.
Анализ прибыли фирмы в современной экономике
В 1999 году предприятие ОАО «Петербургская телефонная сеть» из полученной чистой прибыли в 91 млн. 852 тыс. руб. 2 млн. 740 тыс. руб. (23 %) направила в фонд социальной сферы, 60 млн. 15 тыс. руб. (65 %) - в фонд потребления, 4 млн. 610 тыс. руб. (5 %) - в резервный фонд. Вся остальная часть прибыли (24 млн. 487 тыс. руб. или 27 %) пошла на прочие расходы. Как мы видим, основная масса чистой прибыли (65 %), остающаяся в распоряжении предприятия, использована на формирование и расходование
средств фонда потребления, то есть к нерациональному, с экономической точки зрения, использованию прибыли, не ориентированному на развитие предприятия.
В 2000 году это же предприятие распределило имеющуюся прибыль следующим образом: в фонд потребления было направлено 23 % чистой прибыли, в резервный фонд -5 %, в фонд накопления - 40 %. 25 % было направлено на пополнение оборотных средств. Остальная часть прибыли (7 %) была использована предприятием на прочие расходы. Таким образом, в 2000 году произошли существенные изменения в структуре распределения прибыли в пользу фонда накопления. Такая реорганизация говорит о том, что собственники данного предприятия предпочли высоким текущим доходам более высокий уровень доходов в предстоящем периоде.
Но и в последнем случае доля прибыли, направленная в фонд накопления, не достигает и половины от общей массы чистой прибыли. Для сравнения автор данной работы хотел бы привести данные о распределении прибыли предприятия ООО «Массивдизайн» за 1998 год. Распределение прибыли этого (относительно молодого) предприятия происходит следующим образом: 70 % прибыли распределяется в фонд накопления, а остальная часть (30 %) - в фонд потребления.
Помимо фондов потребления и накопления основная масса прибыли может быть распределена и на другие цели. Примером тому могут служить АО «Саратовэнерго», которое в 2001 году потратило 55 % своей прибыли на покрытие убытков прошлых лет; а также деятельность коллективных отечественных предприятий в 1994 году, когда их прибыль большей частью была направлена в фонд потребления (42,2 %) и непроизводственные цели (32,6 %). Во данных примерах положение предприятий во многом было обусловлено кризисной ситуацией в экономике, высоким уровнем инфляции и другими причинами, которые подталкивали предприятия на столь неэффективное использование прибыли.
Обобщая все то, что говорилось в обеих главах по данному вопросу, можно выделить факторы, влияющие на распределение прибыли предприятия.
Правовые ограничения. Законодательные нормы определяют общие финансовые и процедурные вопросы, связанные с распределением прибыли. Они формируют приоритетность отдельных направлений ее использования (налоговых и других отчислений), устанавливают нормативные параметры этого использования (ставки налогов, сборов и других обязательных отчислений за счет прибыли; ставки минимальных отчислений в резервный фонд и т.п.).
Налоговая система. Конкретные ставки отдельных налогов и система налоговых льгот существенным образом влияет на пропорции распределения прибыли. Если уровень налогообложения личных доходов граждан значительно ниже уровня налогообложения хозяйственной деятельности и имущества предприятия, это создает предпосылки к повышению доли потребления капитала. И наоборот, если налоговая система предусматривает льготы по реинвестированию прибыли. По ее направлению на благотворительные и иные цели, это создает предпосылки стимулирования таких форм использования прибыли.
Состояние экономики. Сюда же можно отнести и темпы инфляции, стадии конъюнктуры товарного рынка и т. д.
Все эти факторы являются факторами, зависящими от внешних условий деятельности предприятия, то есть внешними факторами. Помимо внешних можно также выделить и внутренние факторы, напрямую зависящие от деятельности предприятия. Перечислим некоторые из них.