
Современные финансы - это способ измерения эффективности жизни и деятельности нынешнего человека. Состояние финансов неумолимо показывает результаты его работы или бизнеса.
Состав, структура и объем бизнес-плана. Исходная информация для его разработки
Состав, структура и объем бизнес-плана, как уже было отмечено, определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Очевидно, что чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее должна осуществляться разработка разделов плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему, чем такой же план крупного производства.
Состав и структура бизнес-плана также зависит от размеров рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия. Если предполагается участие предприятия в большом количестве сегментов рынка или наличие большого количества конкурентов, то требуется дополнительное изучение наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует соответствующего усложнения структуры бизнес-плана. При этом особенно важные для предприятия сегменты рынка или наиболее важные конкуренты в целях более тщательного изучения могут быть вынесены в особый раздел плана.
В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования вложения инвестиций; для финансовых учреждений; для привлечения партнеров; для заключения контрактов с персоналом фирмы и т.п.) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.
В настоящее время не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Однако, как правило, в нем предусматриваются достаточно традиционные разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворение им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.
Укрупненный перечень разделов бизнес-плана может быть следующим:
Оглавление
Исполнительное резюме
Общее описание компании
Продукция и услуги
Маркетинг-план
Производственный план
Управление и организация
Капитал и юридическая форма компании
Финансовый план
Приложения
00.0.Краткие сведения о конкурентах
00.0.Проектировки объемов продаж по рынкам и ассортиментным наборам продукции
00.0.Анализ прибыльности ассортиментных наборов.
Более подробный перечень разделов бизнес-плана:
- Вводная часть
- название и адрес фирмы
- учредители
- суть и цель проекта
- стоимость проекта
- потребность в финансах
- ссылка на секретность
0.Анализ положения дел в отрасли
- текущая ситуация и тенденции развития отрасли
- направление и задачи деятельности проекта
0.Существо предлагаемого проекта
- продукция (услуги или работы)
- технология
- лицензии
- патентные права
0.Анализ рынка
- потенциальные потребители продукции
- потенциальные конкуренты
- размеры рынка и его рост
- оценочная доля на рынке
0.План маркетинга
- цены
- ценовая политика
- каналы сбыта
- реклама
- прогноз новой продукции
0.Производственый план
- производственный процесс
- производственные помещения
- оборудование
- источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров
- субподрядчики
0.Организационный план
- форма собственности
- сведения о партнерах, владельцах предприятия
- сведения о руководящем составе
- организационная структура
0.Степень риска
- слабые стороны предприятия
- вероятность появления новых технологий
- альтернативные стратегии
0.Финансовый план
- план доходов и расходов
- план денежных поступлений и выплат
- балансовый план
- точка безубыточности
- Приложения
- копии контрактов, лицензии и т.п.
- копии документов, из которых взяты исходные данные
- прейскуранты поставщиков.
Необходимую для разработки бизнес-плана исходную информацию, объем и достоверность которой в значительной степени определяют качество его составления, можно подразделить на следующие блоки:
- Информация о спросе