
Современные финансы - это способ измерения эффективности жизни и деятельности нынешнего человека. Состояние финансов неумолимо показывает результаты его работы или бизнеса.
Вмешательство государства в ценовую ситуацию на рынке и влияние его на выигрыш производителя и выигрыш потребителя
1.
Понятие излишка производителя и излишка потребителя.
2.
Изменение излишков производителя и потребителя при контроле над ценами со стороны государства.
3.
Влияние налогов и дотаций на цены и излишки потребителя и производителя.
4.
Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой.
Действующие лица:
государство, производитель, потребитель.
1.
Понятие излишка производителя и излишка потребителя.
Излишки производителя Wпр (WS)
− прибыль (разница между выручкой и затратами.
Излишки потребителя Wпотр − потребитель был готов заплатить и большую цену, но заплатил Pe.
Излишек потребителя, его происхождение
Излишки потребителя Wпотр(WD)
− разница между полезностью, которую получит потребитель, и теми затратами, которые возникают для достижения этой полезности.
Изменение излишков потребителя
Q (шт.) |
TU (ден.) |
С (ден.) |
«Прибыль» |
1 |
4 |
2 |
2 |
2 |
7 |
4 |
3 = 7 − 4 |
3 |
9,2 |
6 |
3,2 = 9,2 − 6 |
4 |
10,7 |
8 |
2,7 = 10,7 − 8 |
5 |
11,5 |
10 |
1,5 |
6 |
11,8 |
12 |
−0,2 |
2.
Изменение излишков производителя и потребителя при контроле над ценами со стороны государства.
P1 − цена, которую назначило государство, оно понизило Pe.
Выигрыш потребителя увеличился на величину, равную площади А (т.к. ниже P). Потребитель потерял величину, равную площади B (т.к. производитель сократил выпуск продукции и потребитель В ее купить не смог).
Изменение WD = А − В
Изменение WS = А + С
Проигрыш производителя − площадь С и площадь А.
Полные убытки общества = В + С
Суммарный проигрыш общества от введения контроля над ценами приводит к обязательным потерям общества.
3.
Влияние налогов и дотаций на цены и излишки потребителя и производителя.
1)
![]() |
Потребитель при введение налога проигрывает, производитель тоже проигрывает.
(В + С) = проигрыш общества от введения налога
Изменение WD = (N + B) (площадь трапеции)
Изменение WS = (М + С)
(площадь трапеции)
Такая ситуация возникает, когда вводятся налоги на производителя, и когда вводится налог на потребителя.
, α зависит от угла наклона S и D
Коэффициент α позволяет учитывать особенности спроса и предложения.
Влияние потоварного налога на излишки производителей и потребителей
Характеристика |
Геометрическое представление |
Формула |
1) изменение излишка потребителя ∆WD |
|
|
2) изменение излишка производителя ∆WS |
|
|
3) всего (общая реакция рынка) |
|
|
4) налоговый сбор |
|
|
5) потери общества |
|
|
6) всего |
|
|